03.04.17: Советы заказчикам: Налаживаем контроль разноски рекламы по п/я

Если Вы впервые задумались об использовании для развития своего бизнеса такого мощного рекламного канала, как распространение листовок по почтовым ящикам, то эта статья для вас. Я не буду давать советы по подбору рекламного агентства для разноски листовок по почтовым ящикам, но расскажу, как проверить и справедливо оценить итоговую стоимость оказанных Вам услуг. Итак, тираж отпечатан, лежит на складе типографии и готов к отгрузке распространителю. Начинаем!

1.     Вы обязательно согласовываете свое присутствие при приеме тиража на склад распространителя рекламы. Особенно это важно, если печать листовок Вы заказывали через распространителя, снижая объем документооборота. Случалось, что недобросовестные агентства печатали 50% от заказанного тиража, увеличивая свою маржу. Естественно, последующий разнос листовок проходил «через ящик», чтобы тиража хватило на всю адресную программу.

2.     Далее Вы договариваетесь с распространителем рекламы о системе отчетности. Мы рекомендуем требовать от рекламных агентств ежедневные отчеты о проделанной работе за предыдущий день(и ни в коем случае не соглашаться на итоговый отчет по завершению распространения). Форма ежедневного  отчета(обязательно в MS-Excel!) приблизительно такова: «Город-Улица-№дома-Кол-во подъездов-Этажность-Кол-во п/я».  Обязателен столбец «Примечание», где распространитель должен указать номера подъездов, в которые не смог разнести рекламу. В конце таблицы автоформула считает столбец «Кол-во п/я», и Вы моментально видите, какая часть тиража была разнесена вчера. Собирать информацию от своих курьеров распространитель рекламы должен до 10 часов утра, далее формировать отчет в электронном виде и до 12:00 отправлять Вам.

3.     Теперь пришла пора обговорить штрафные санкции, что называется, «на берегу». О чем идет речь – вы должны разговаривать с распространителем газет по почтовым ящикам не на языке «понравится разноска – оплачу; не понравится – не оплачу», а на языке цифр и процентов. Забегая немного вперед, отметим, что для оценки качества разноски применяется метод экстраполяции проверенной части тиража на весь тираж.  Например, если 2 из 10-ти проверенных десятиэтажных подъездов оказались «пустыми», значит, можно говорить о 20-ти «пустых» подъездов из 100, включенных в отчет. На минуточку, это выкидывание «на ветер» денег за печать 800 листовок! А, казалось бы, подумаешь, 2 подъезда…
Вот Вы и согласовываете с распространителем рекламы по почтовым ящикам, как вы будете штрафовать его в зависимости от процента брака. 
Мы рекомендуем установить 5%-тный бесштрафной порог, то есть не наказывать распространителя при обнаружении 1 пустого подъезда из 20-ти(2-ух из 40 и т.д.) Впоследствии это позволит исключить  из оценки спорные ситуации, когда формально листовок в одном подъезде не будет, зато во всех соседних домах и подъездах все идеально. Штрафовать в такой ситуации - слишком жестоко.

4.     После получения первого отчета на свой e-mail, Вы согласовываете с распространителем рекламы место и время встречи для проведения совместной проверки. Как правило, начало контроля назначается на 14:00, а длится он 3-4 часа. Вам нужно заранее решить для себя важный вопрос – кто идет на проверку с Вашей стороны? Вы сам? Ваш работник? Или Вы привлечете специально обученного сотрудника аудиторского агентства с особой системой мотивации за обнаружение брака? 
Решать Вам, можем только отметить, что самыми безалаберными контролерами оказываются Ваши работники, несравнимо качественней работают и обнаруживают недостатки аудиторы, ну и лучше всех проверите, конечно, Вы. Идеально, если проверка будет трехсторонней: Вы, нанятый Вами аудитор и распространитель. Это - стандарт для крупных заказчиков, позволяющий использовать все преимущества сочетания наметанного глаза аудитора и Вашу финансовую заинтересованность в качественной разноске.

5.     Схемы проведения проверок могут быть разными.  При этом мы рекомендуем делать их как можно менее логичными для распространителя рекламы. Например, в первый день Вы выбираете по одному дому в разных частях города. Пусть поверхностно, но Вы оцените качество разноски в разных районах города. На второй день Вы, наоборот, выбираете 15 домов на одном районе и методично обходите их все. На третий день -  концентрируетесь наполовину на одном районе и еще наполовину – на другом. Так и запутываете  распространителя своей непредсказуемостью(В отдельной статье чуть позже мы рассмотрим схему осмотра почтовых ящиков и опроса жителей – тут тоже есть свои особенности).

6.     Итоги проверок Вы оформляете совместно с распространителем рекламы в письменной виде, используя стандартные формы «Акта проверки качества распространения». Заверяете подписью распространителя его согласие с обнаруженными «пустыми» подъездами,  и считаете процент нераспространенного тиража. Ну а далее - одно из трех: либо распространитель платит Вам стоимость утраченного тиража, а сам ничего не получает, либо Вы корректируете стоимость его услуг на 10-50% ниже предварительной; либо поздравляете Вашего контрагента с успешным прохождением проверки и оплачиваете полную сумму.
Вот мы плавно добрались до конца нашего повествования, рассказав Вам стандартные схемы контроля, которые используют федеральные клиенты при проведении рекламных рассылок по почтовым ящикам. А в следующей статье мы расскажем Вам, как несмотря на все вышеперечисленные меры предосторожности, недобросовестные рассылочные агентства Вас обязательно обманут при рассылке.  И помните – печать рекламного материала стОит в разы дороже его разноски! Не ведитесь на дешевые тарифы, не верьте в чудеса, нет их на этом «гнилом» рынке.